История формирования системы «фабрик дипломов» в Казахстане
Просмотры: 54 / Загрузок PDF: 33
Ключевые слова:
«фабрики дипломов», высшее образование, реформы в образовании, качество образования, частные вузы, конкурентная среда, выпускники вузов, дипломы, институты аккредитации, рейтинг вузов.Аннотация
Статья посвящена истории возникновения «фабрик дипломов» в
отечественном образовании. Авторы не сомневаются в актуальности исследования, так как
последние несколько лет в государстве ведется борьба с недобросовестными частными
учебными заведениями, которые поставили выдачу сомнительных дипломов на большой поток.
Авторы демонстрируют историю возникновения термина фа́брика дипло́мов (англ. diploma
mill). Нельзя не согласиться с мнением президента страны К.К.Токаевым, который считает, что
такие учебные заведения подрывают репутацию системы образования в стране и самого
государства. Также президент заявил, что даже после окончания более серьезных вузов
молодежь не может устроиться на работу по специальности – это прямой показатель качества
образования.
Авторы отмечают, что в Казахстане в 1990-х годах произошел резкий переход от
государственной собственности к частной, больше известный как приватизация. Данный
феномен особенно сильно затронул сферу образования, когда наряду с традиционными,
собственно, и стали возникать и быстро развиваться негосударственные образовательные
учреждения – детские сады, гимназии, колледжи, лицеи, но прежде всего – вузы. Сообразно
тому возросла конкуренция между этими двумя сегментами рынка образовательных услуг.
В погоне за доходами частные вузы забыли про качество образования, это и стало
причиной закрытия их в последние годы. Несмотря на периодические зачистки
образовательного поля, недобросовестные частные вузы все еще существуют, но их деятельность
— это вопрос времени.
Необходимо понять, что главным залогом успешности и повышения качества
казахстанской высшей школы, независимо от формы собственности, была и остается
конкуренция. С тем лишь условием, что конкуренция должна быть здоровой, лишенной
протекционизма со стороны государственных органов. И кто в итоге останется на плаву, на
отечественном рынке образовательных услуг, будут решать такие качества, как креативность, новаторство и самоотдача.