О перспективах сравнительного изучения инструментальных традиций тюркских народов (в аспекте типологии музыкальных культур)


Просмотры: 23 / Загрузок PDF: 14

Авторы

  • Г.Н. Омарова

Ключевые слова:

общностькультур, типология, смычковые инструменты, региональные стили, музыкальные системы, восток и запад тюркского мира.

Аннотация

В статье поднимаются вопросы этнокультурных параллелей, которые
выявляются в сфере музыкального искусства тюркских и, шире, центрально-азиатских
народов. Основываясь на положении о разных уровнях общности этнических культур
и используя методы сравнительно-исторического и сравнительно-типологического
исследования, автор на примере 2-струнных смычковых инструментов с волосяными
струнами и некоторых особенностей музыкального мышления «восточных» и «западных» тюрков, актуализирует вопросы типологии музыкальных культур народов Центральной Азии. Делается вывод о том, что в региональных традициях как кобызовой,
так и домбровой музыки (төкпе и шертпе), можно наблюдать симбиоз разных историко-культурных традиций. Они отразились не только в инструментарии и музыкальной стилистике, но и разных типах музыкального мышления, характерных для
«восточнотюркских» и «западнотюркских» культурных систем. По мнению автора,
комплексное изучение музыкальных культур Центральной Азии, как и кросскультурные их исследования, позволят выявить как культурную типологию, так и черты единства тюрко-монголо-иранской культуры данного ареала.

Загрузки

Опубликован

11.09.2020

Как цитировать

Омарова, Г. . (2020). О перспективах сравнительного изучения инструментальных традиций тюркских народов (в аспекте типологии музыкальных культур). Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение Востоковедение. Тюркология, 132(3), 83–91. извлечено от https://bulpolit.enu.kz/index.php/main/article/view/553