Культурно-политическая интерпретация турецкого искусства «эбру»
Просмотры: 55 / Загрузок PDF: 306
Ключевые слова:
эбру, традиционное турецкое-исламское искусство, ремесло, культурное наследие, национальная идентичность, турецкая идентичность, история искусства, Османская история, политизация искусстваАннотация
В этой статье обсуждается популяризация и политизация турецкого искусства «мраморной бумаги» - эбру с культурно-антропологической точки зрения. Эбру — это искусство создания
красочных узоров путем разбрызгивания красок с помощью кисточек на лоток с клейкой водой и их
последующего переноса на бумагу. Такие бумаги исторически использовались Сельджукскими и Османскими каллиграфами для написания императорских указов и документов. С тех пор этот вид искусства
испытал радикальные изменения. Из простого ремесла переплета, сегодня эбру превратился в национальное достояние. Практика данного вида искусства содействует продвижению этнических, религиозных и политических идей и ценностей Турецкого государства. Выводы статьи основаны на наблюдении за
занятиями по эбру и интервью с участниками курса эбру, проведенными в BELMEK - профессиональных
курсах столичного муниципалитета в Анкаре. В статье выяснилось, что эбру может функционировать
как символ турецкой нации. Такие характеристики эбру, как долгая история и его гибкость, делают его
подходящим инструментом для продвижения видения нынешней правящей партии Турции, которая
уже укрепила суннитский мусульманский компонент турецкой идентичности и стремится вернуть славу Османской империи. Пример эбру демонстрирует, как некоторые традиционные формы искусства
могут быть преобразованы в более крупные культурные проекты, которые используются для передачи
определенных политических сообщений.