Домбыра: виды, ареал распространения и ее место в сказительском искусстве


Просмотры: 58 / Загрузок PDF: 12

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-6887-2024-149-4-279-298

Ключевые слова:

домбыра, тюркские народы, музыка, устная поэзия, эпическое пение

Аннотация

Домбыра – музыкальный инструмент, занимающий важную роль в культуре тюркских народов (казахов, узбеков, башкир, ногайцев, татар, лакайцев) и ряда других этносов (таджиков, калмыков, хазарейцев). В статье рассматривается не использование домбыры в инструментальной музыке, а её место в искусстве эпического пения. Эта тема ранее не была специально изучена с научной точки зрения. Автор использует фото-, аудио- и письменные материалы, собранные в ходе зарубежных научных командировок, в том числе из научных центров, музеев и от информантов. Некоторые сведения о домбыре были записаны на видеопленку от узбекских бахши. Особенности изготовления домбыры изложены на основе опыта мастеров.  Исследуется связь домбры с шаманскими практиками, а также традиция её почитания среди эпических певцов. В статье приводятся гипотезы о происхождении названия «домбыра» и соответствующие мнения. В статье  используются сравнительно-исторический, синхронный и структурно-функциональный методы исследования. Результаты исследования показывают, что традиционная изустная поэзия тюркских народов создавалась в сочетании с музыкой, а эпические певцы и поэты-импровизаторы исполняли свои произведения в сопровождении музыкальных инструментов, включая домбыру, и что область распространения этого инструмента была весьма широка.

Загрузки

Опубликован

30.12.2024

Как цитировать

Шарип, А. (2024). Домбыра: виды, ареал распространения и ее место в сказительском искусстве. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение Востоковедение. Тюркология, 149(4), 279–298. https://doi.org/10.32523/2616-6887-2024-149-4-279-298

Выпуск

Раздел

Тюркология