Истоки письменной культуры у степных кочевников
Просмотры: 5 / Загрузок PDF: 5
Ключевые слова:
письменность, культура, руника, алфавит, история письменности, тюркские народы, степные кочевники, петроглифы, символыАннотация
В статье рассматриваются предпосылки периодизации письма в культуре степных кочевников, анализируются этапы развития пикторграфической предметной и идеографической письменностей. Многие петроглифы, символы, оставленные степными кочевниками, вероятно, отражают их стремление к познанию окружающего мира. Авторы статьи в составе нескольких экспедиций изучали петроглифы Шивээт Хайрхан, Аршан хад, Хойт-Цэнхэр, Бага-Ойгур в Монголии; Бичикт-Бом, Караколь, Бижикт-Хая, Бии-Хем, Карасук в России; Ак-Баур, Жетысу, Тамгалы, Теректи в Казахстане. На основе письменных источников, а также устного творчества, передаваемого из поколения в поколение, в статье рассматриваются истоки письменной кочевой культуры. Изучение античных греческие источники позволило иследовать петроглифы и пиктограммы и сакской эпохи и рассмотреть преемственность некоторых традиции и элементов пиктограммно-идеографического письменности в древнетюркской письменности и в целом тюркской письменной культуре.
Авторы утверждают, что некоторые исторические события запечатлены в традиции тюркского летоисчисления таких, как «Қоян жылғы аштық» (Голод в год кролика), «Мешін жылғы соғыс» (Война в год обезьяны) и являются отражением предметной кочевой культуры. В процессе иследования установлено, что схожесть многих петроглифов и символов с древнетюркским алфавитом подтверждает культурно-познавательную преемственность письменной культуры кочевников.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение Востоковедение. Тюркология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.