Особенности нормативно-правовой базы сотрудничества стран ЦАР в сфере обеспечения водной безопасности и преодоления межгосударственных противоречий
Просмотры: 25 / Загрузок PDF: 18
Ключевые слова:
комплексное использование и охрана водных ресурсов, МКВК - Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, МФСА - Международный фонд спасения Арала, БВО - Бассейновые водохозяйственные организации, Программа ПБАМ - бассейн Аральского моря, ИУВР - интегрированное управление водными ресурсами, механизм для совместного распределения и водопользования.Аннотация
Получив независимость, страны Центральной Азии обновили свои вопросы
национальной безопасности, неотъемлемой частью которых было обеспечение водной безопасности и
установление многостороннего сотрудничества для преодоления конфликтного потенциала в их отношениях.
Проблема межгосударственного регулирования водной проблемы усугубляется тем фактом, что
водная безопасность тесно связана с проблемой энергетики и безопасности человека в этих странах и регионе
в целом. В то же время, в начале практики совместного водопользования у новых независимых республик
не было нормативно-правовой базы и практического опыта по трансграничному водораспределению
и нейтрализации споров и конфликтов за пределами советской институциональной и правовой базы.
Поэтому в статье рассматриваются межгосударственные отношения между странами Центральной Азии по
вопросу совместного использования трансграничных рек бассейна Аральского моря. В статье представлена
гидрография и процент стока трансграничных рек, а также динамика развития водных отношений в указанных
странах с 1991 г. по настоящее время.
Также приводится анализ политических и правовых отношений и степени участия этих стран в
региональных инициативах. Раскрываются механизмы двусторонних и многосторонних инициатив, в том
числе принципы и направления работы Международного фонда спасения Арала и Программы оказания
помощи странам бассейна Аральского моря в качестве образцовых механизмов обеспечения социальной и
водно-экологической безопасности. Показаны возможные сценарии развития ситуации на ближайшие 30 лет
и прогнозируется вероятность дестабилизации в регионе.
Авторы приходят к выводу, что наиболее продуктивным механизмом обеспечения водной,
энергетической и социальной безопасности региона остается комплексный подход с активным внедрением
принципов комплексного управления водными ресурсами. Авторы убеждены в необходимости установления
более расширенных «сетевых» отношений на межгосударственном уровне, а также на уровне региональных,
субрегиональных и международных организаций и совершенствования правовых и институциональных
структур.