Концепт «судьба» в арабской лингвокультурной картине мира
Просмотры: 128 / Загрузок PDF: 0 / Загрузок PDF: 45
Аннотация
Одним из ключевых концептов арабской картины мира является «судьба». Судьба – (арабское – аль-кадар) – это важнейшая категория сознания, с помощью
которой строится арабская концептуальная картина мира народа. Для описания концепта «судьба» выделяются те понятия, которые связаны в сознании представителей
арабской культуры с данным концептом и раскрывают его, такие, как «аль-кадар»,
«аль-кадаа», «аль-манийа», «кисма», «насиб» и другие. В настоящей статье предпринимается попытка проанализировать языковые средства, которыми представлен концепт
«судьба» в арабском сознании. Значимость данного концепта определяется, прежде всего,
его религиозным аспектом. Судьба и предопределение в исламской вере относятся к основополагающим категориям. В статье рассматриваются различные контенты концепта «судьба» на материале классических и современных медиатекстов, выявляются языковые средства, которыми он представлен в языковом сознании. Через анализ концепта
«судьба» предпринимается попытка осмыслить с помощью семантико-когнитивных
методов общественное поведение представителей арабской культуры. Объект, стоящий за данным словом, не существует в эмпирическом опыте как некая реальность, он
многомерен и допускает целый ряд интерпретаций.
При рассмотрении концепта «судьба» используются методы современных лингвистов,
в частности, изучаются его гештальты, такие «аль-кадар» (предопределение), «аль-кадаа» (решение, предопределение), «аль-манийа» (предопределенная гибель), «кисма, насиб» (доля, удел). Этими словами подчеркивается постулат о том, что «всякое хорошее
и плохое от Аллаха». При анализе концепта «судьба» подчеркивается его тесная связь с
другим важным концептом арабского мировозррения – «свобода».