Медиасредства в формировании электоральных предпочтений в избирательных кампаниях в Казахстане
Аннотация
Современные реалии – это рост влияния «новых» СМИ и социальных
сетей. Их наиболее активным пользователем изначально была молодёжь, с последующим вовлечением граждан различных возрастных категорий и социальных групп. Это
укрепляет тенденцию, что «новые» медиа стали важнейшим фактором социализации
граждан.
В статье рассмотрены информационные технологии, используемые в ходе избирательных кампаний. Показаны особенности и факторы, обусловливающие роль «новых» медиа в формировании электоральных предпочтений. Представлен анализ использования
информационных технологий в ходе избирательной кампании по выборам Президента
Республики Казахстан в 2019 и 2022 годах. На основе обобщений этих данных выдвинуто
предположение о ведущей роли Интернет-медиа. Использование новых медиа в предвыборных кампаниях применялись для оценки ожиданий избирателей. Это показано на
примере материалов и информации о результатах выборов 2019 и 2022 годов. Анализ
документов, наряду с публикациями казахстанских Интернет-СМИ, позволил выявить тенденции применения новых технологий в избирательных кампаниях. На основе социального среза был рассчитан показатель влияния факторов и их взаимодействий
на вектор электоральных предпочтений. Расчетные данные подтвердили, что Интернет-статьи, интервью, информации, комментарии наиболее востребованы в ходе избирательного процесса. Вместе с тем, изучен вопрос получения объективных данных из
Интернета. Несмотря на то, что Интернет-публикации проецируют политическую
идею и точку зрения под видом общественного мнения, существует риск возникновения
неконтролируемых всплесков в ответ на стратегическое использование информации
СМИ.